Доллар гривна

Что будет с экономикой Украины в будущем?

Правительство подало в Раду бюджетную резолюцию, в которой впервые в Украине основные показатели экономики рассчитаны на ближайшие три года. Но эксперты говорят, что документ далек от реальности — противоречит этапам пенсионной реформы и не согласуется с прогнозом НБУ.

Кабмин описал три сценария развития экономики: умеренный, оптимистичный и негативный. При первом, экономические риски считаются высокими, как и затраты у товаропроизводителей и к 2020 году ВВП вырастет на 4%. Во втором сценарии от бизнеса ждут быстрой адаптации к изменению экономических условий, снижения уровня безработицы, притока инвестиций. В этом случае ожидают роста ВВП на 5% к 2020 году. Третий сценарий учитывает неустойчивые тенденции мировой экономики, слабые темпы реформ. И к 2020 году рост ВВП ждут на уровне 1,7%. Дальнейшие расчеты базируются на умеренном сценарии.

«Резолюция показывает, что в ближайшие годы нас ожидает минимальный экономический рост — в пределах 2–4% ВВП, — говорит финансовый аналитик Алексей Кущ. — Учитывая, как упала экономика, роста нет вовсе. Это значит, что правительство не занималось реформами, а только распределяло потоки. Минимальный рост обеспечивает торговля сырьем, но только в случае, если цены на сырьевые товары на мировых рынках не упадут. Иначе экономика будет увеличиваться в гривнях, а в долларовом эквиваленте продолжит падать».

Кабмин также обозначил, каким он видит курс валют. Как уже писали «Вести», по прогнозам, с 2018 года он установится на уровне 29,3 грн/$1, с 2019 года — 30,5 грн/$1, а с 2020 года — 31 грн/$1.

Но, по словам экономиста Александра Охрименко, показатели взяты из меморандума МВФ (и для отчетности перед МВФ). В документе прямо говорится, что направления бюджетной политики базируются на сотрудничестве с международными финорганизациями.

«Серьезного анализа ситуации никто не делал. По-хорошему — надо было бы хотя бы рассчитать монетарные показатели, то есть указать, какой будет денежная масса. Для долларовых прогнозов обычно делают коридор от и до, а они вписали абстрактную цифру — 31 гривня/$1. Но никто не застрахован от того, что через три года курс может быть и 27 грн, и 45. Так что экономистам или предпринимателям нет смысла ориентироваться на эти данные», — говорит Охрименко.

Правительство закладывает в документе рост минимальной зарплаты: 3723 грн с 1 января 2018 года, 4173 грн с 1 января 2019 года, 4425 грн — с 1 января 2020 года. Но эксперты цифрам не доверяют. «Если посмотреть на показатель базовой ставки тарифного разряда, то станет понятно: повышения зарплат не будет, — говорит экономист Андрей Блинов. — Сетка тарифных разрядов все больше отстает от минимальной зарплаты. Уже сейчас разрыв в два раза, а в резолюции разрыв только увеличивается. Это значит, что бюджет не в состоянии выдерживать такой темп повышения минималки.

Примечательно, что Кабмин заложил в резолюции ряд приоритетов. Это МВД, МИД, Минобороны, Минздрав (рост до 80 млрд грн) и Укравтодор (рост до 70 млрд грн/год)». «Но структурных реформ не заметно. На поддержку агросектора заложено 5–6 млрд грн/год, на земельную реформу за три года потратят менее 90 млн грн, на образование — несколько млрд грн. Этих денег едва на зарплаты хватит», — говорит Кущ.

Также Кабмин обязуется оказывать серьезную поддержку Пенсионному фонду вплоть до 2020 года. «Закреплен стабильно высокий (141,3 млрд грн) дефицит Пенсионного фонда, — говорит Андрей Блинов. — В интервью Радио Вести министр Рева подтвердил, что это закреплено даже до 2021 года. Сокращаться дефицит начнется только с 2022 года. Они откладывают проблемы и договорились с МВФ, что не будут увеличивать дефицит по мере роста номинального ВВП».

Интересны новшества в науке. Грантовую часть в финансировании хотят увеличить, как и процент бюджетных средств на прикладную науку. А отраслевые академии наук сведут воедино под крылом НАНУ. «Это уже 4-я по счету попытка подружить «клубы» под эгидой НАНУ — при этом распоряжаться средствами будет Минобразования и науки, но у академиков и членов-корреспондентов разный «вес», — сказал «Вестям» глава профсоюза НАНУ Анатолий Широков. — И главное: ранее планировали, что с 2020 года объем финансирования науки будет равен 1,7% от ВВП. В новом документе цифры нет. А есть гранты: они хороши, только когда есть базовое финансирование — у нас же два года учреждения работают неполный день. Позор какой-то».

При этом расходы на власть вырастут кардинально: к 2020 году на аппарат Рады будем тратить почти в 2 млрд (сегодня — 1,1 млрд), те же 2 млрд будут у ДУСи (сейчас 1,6 млрд), а расходы на ГПУ вырастут с 5 млрд до 8 млрд грн. Почти без изменений останутся траты на дипломатию (на МИД сегодня платим 4,04 млрд, будем — 4,1 млрд) и Минобразования (останутся те же 23 млрд).